Лабораторная обработка материалов полученных из изученных памятников

Рис 118. Монолит с черепом погребенного с украшениями Рис 119. Процесс зачистки монолита

Головной убор представлен украшениями из тонкой фольги в виде различных орнаментов и трех объемных голов животных с рогами.

Погребение и погребальный инвентарь из кургана №16 дал интересный материал характеризующий уровень развития материальной культуры древних каракабинцев. Несмотря на ограбления, в относительно нетронутом положении остались головной убор, серьги, гривна, зеркало, керамический сосуд.

Интересным является головной убор, сохранившийся не тронутой. Головной убор представлен украшениями из тонкой фольги в виде различных орнаментов и трех объемных голов животных с рогами.

Рис 120. Курган № 16. Украшение увенчивающее головной убор

Разборку головного убора начали с верхней части. Верхняя часть в погребение расположена insitu. Форма в виде лепестка или пера сужающаяся от основы к наконечнику. Ширина в районе наконечника 6 см, ниже 20 см ширина достигает 10-12 см. У основания в районе черепа ширина составляет 20см.

Рис 121. Курган № 16. Детали украшения головного убора

Навершие лепестковой части головного убора увенчана украшением в форме овала с тремя полукругами в низу. По бокам начиная от навершия до участка, где расположены объемные головы, фиксируются украшения с полукруглыми овалами, овалы повернуты друг другу. Между данными украшениями, т.е. внутреннее пространство украшено растительным орнаментом, который идет параллельно с боковыми нашивками.

В 20 см выше от основания расположен объемная голова лошади, сохранность плохая. От головы сохранились лишь золотая плакировка и деревянный штырек в районе шей. Основание его не сохранилось, вероятно, она изготовлена из дерева. Шея животного, где располагался штырь, обернуто пластинкой. Здесь фиксируются два рога похожие на рога горных архаров.

Рис 122. Курган № 16. Украшение головного убора в виде растительного орнамента

Ниже в 8 см расположена объемная голова оленя. Здесь так же сохранились фрагментированные остатки рог. При тщательном рассмотрении рога ветвистые, напоминают таковые оленя. От головы, как и в первом случае, сохранились лишь золотая фольга и железный гвоздик. Гвоздик, вероятно, являлся основанием или постаментом для головы, форму его определить сложно, возможно была круглая основа, куда и крепилась голова оленя.

Рис 123. Курган № 16. Стилизованная голова грифона

Рядом с головой оленя имеется плоская пластина с неровными краями, которая сильно деформирована. Функциональную принадлежность этого изделия точно определить не возможно, но по форме и контексту расположения можно предположить, что данной пластиной был плакирован туловище животного, но без детализации формы тела.

Рис 124. Курган № 16. Изделие со штампованным орнаментом

У основания головного убора, а точнее в нижней части лепестковой верхушки головного убора располагались прямоугольные украшения с рифлёной лицевой частью. Точно определить характер расположения данного вида украшений сложно, возможно они нашивались ниже головы оленя в два ряда и как бы служили разделительной чертой в композиции украшения головного убора.

Рис 125. Курган № 16. Украшения в виде рогов архара Рис 126. Курган № 16. Украшения в виде маральих рогов

Вокруг черепа фиксируются остатки органического происхождения, сохранность плохая. Можно лишь предположить, что данные останки являются париком погребенного человека. В затылочной части черепа фиксируются три накостника, два из них короткие один длиннее.

Рис 127. Курган № 16. Накосные украшения с сохранившимися волосами

В районе нижней челюсти фиксируются пластины плоские, в районе подбородка находились остатки объемной головы рогатого животного архара? Характер расположения этих фрагментов напоминает форму гривны с головой архара.

Рис 128. Курган № 16. Вторая накосное украшение Рис 129. Курган № 16. Момент зачистки накосных украшений Рис 130. Череп погребенного с остатками волос Рис 131. Накосник с сохранившимися волосами

На уровне висков находились серьги, ниже украшения в виде фигур стилизованных птиц, вероятно, они являются подвесками сережек.

Рис 138. Курган № 16. Украшение из золотой фольги в виде лепестков

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Самашев Зейнолла

Руководитель проекта

Самашев Зейнолла (1947 г.) — археолог, первооткрыватель знаменитых Берельских курганов, главный научный сотрудник Института археологии МОН РК имени А. Маргулана.

Вся сознательная жизнь Зайноллы Самашева связана в основном с Восточным Казахстаном. В 1980—1983 годах участвовал в Шульбинской экспедиции, возглавляемой профессором Максимовой, а дальше уже работал самостоятельно. Дело всей своей жизни — исследование Берельских курганов в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, — начал будучи уже зрелым археологом, в 1997 году по сей день.

Раскопки в Восточном Казахстане Берельских курганов положили начало мультидисциплинарному подходу в археологических исследованиях. Материалы Береля изучают сегодня генетики, антропологи, химики, физики, ботаники, ветеринары, почвоведы.

Археологические экспедиции под руководством З. Самашева занимаются исследованием золотоордынского города Сарайчика в Атырауской области. Проникают в тайны древнейших городов, современников Вавилона на Устюрте между Аральским и Каспийскими морями. Им изучены царские курганы в района Боролдая близ Алматы, где будет осуществлена большая работа по созданию археологического парка. Предстоит изучение древнетюркского памятника на территории Монголии.

Участники проекта:Чотбаев А., Толегенов Е., Киясбек Г., Сагындыкова Ж., Киясбек М., Кожахметов Б., Кызырханов М., Самашев С., Кеништайкызы Г., Тауекелова А