Заключение

Исследованные в 2018 году памятники двух курганных групп Каракабы относятся к двум, последовательно сменяющим друг друга хронологическим перодам - к гунно-сарматскому времени и древнетюркской эпохе.

В принципах устройства погребально-поминальных памятников указанных периодов и, следовательно, в обрядовой практике явно просматривается генетическая связь и преемственность.

Это, в первую очередь, сопроводительное захоронение коня, сходство элементов наземных и внутримогильных конструкций. Древнетюркские курганы планиграфически обязательно привязываются к более ранним кочевническим курганам, что косвенно подтверждают родственную связь между двумя сменяющими друг друга населениями.

Древнетюркские курганы демонстрируют, при общности принципа возведения, некоторые этнографические различия, связанные не с глубокими этнокультурными традициями, а, скорее, отражают специфику социальной стратификации и некоторые новые мировоззренческие ориентиры населения изучаемого региона в эпоху средневековья.

Что касается культурно-хронолгической атрибуции исследованных на Каракабе курганов, то сейчас, по мере накопления новых материалов, начинают возникать некоторые дополнительные вопросы, которых необходимо разрешить с учетом данных о раннесредневековых памятниках всей Алтайской горной системы и Верховий Иртыша. Дело в том, что некоторые предметы декоративно-прикладного характера от конского снаряжения – серебряные с позолотой накладные бляшки с растительным орнаментом и, особенно, сабли, имеют прямые аналогии в кимакских древностях Верхнего Прииртышья, а также в памятниках сросткинской культуры Южной Сибири и Алтая, идентифицируемые в этническом плане с кимаками, что заставляет, с одной стороны, несколько омолаживать возраст каракабинских материалов и связывать их с ранним этапом формирования культурно-исторической общности кимаков, с другой стороны. Кимакские памятники, известные до настоящего времени, локализуются, главным образом в речных долинах, а каракабинские курганы расположены на высоте 1700 – 2000 м от уровня моря. Следовательно, есть основание предполагать о существовании локальной этнографической группы «горных кимаков» (в течение всего VIII в. н.э. - начале IX в. н.э.).

В то же время мы не можем исключить возможность идентификации каракабинских памятников с историей собственно кок тюрков (VI-VIII вв. н.э.), на поздней переходной стадии развития и трансформации их культурного феномена.

В отчетном сезоне на могильнике Каракаба впервые были изучены памятники ритуального характера. Особенно интересным является скопление таких памятников в одну группу, их расположение вдоль одной линий. Конструкция наземного сооружения повторяет архитектуру погребальных памятников. В отношении культурно-хронологической атрибуции можно предположить, что данные структуры были возведены в эпоху раннего средневековья, на что указывают архитектурные особенности, а так же найденный в одном из объектов железный нож, который характерен для этого времени.

Материал полученный из кургана №16 группы 2 интересен в плане реконструкции головного убора и одежды вцелом. Сохронившиеся укрошения дают возможность реконструировать головной убор погребенного человека, скорее женского пола. Таким образом, результаты проведенных археологических исследований пополнили локуну знаний о каракабицев начиная от раннего железного века до раннего средневековья.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Самашев Зейнолла

Руководитель проекта

Самашев Зейнолла (1947 г.) — археолог, первооткрыватель знаменитых Берельских курганов, главный научный сотрудник Института археологии МОН РК имени А. Маргулана.

Вся сознательная жизнь Зайноллы Самашева связана в основном с Восточным Казахстаном. В 1980—1983 годах участвовал в Шульбинской экспедиции, возглавляемой профессором Максимовой, а дальше уже работал самостоятельно. Дело всей своей жизни — исследование Берельских курганов в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, — начал будучи уже зрелым археологом, в 1997 году по сей день.

Раскопки в Восточном Казахстане Берельских курганов положили начало мультидисциплинарному подходу в археологических исследованиях. Материалы Береля изучают сегодня генетики, антропологи, химики, физики, ботаники, ветеринары, почвоведы.

Археологические экспедиции под руководством З. Самашева занимаются исследованием золотоордынского города Сарайчика в Атырауской области. Проникают в тайны древнейших городов, современников Вавилона на Устюрте между Аральским и Каспийскими морями. Им изучены царские курганы в района Боролдая близ Алматы, где будет осуществлена большая работа по созданию археологического парка. Предстоит изучение древнетюркского памятника на территории Монголии.

Участники проекта:Чотбаев А., Толегенов Е., Киясбек Г., Сагындыкова Ж., Киясбек М., Кожахметов Б., Кызырханов М., Самашев С., Кеништайкызы Г., Тауекелова А